К этому возрасту познания малыша о себе и окружающем мире уже достаточно широки. Ребенок помнит имя, отчество и фамилию свое, друзей и родителей. Называет точный домашний адрес, вместе с городом и страной. Знает и другие страны, их столицы. По необходимости может назвать мамин телефон и компанию, где она работает.
Отличает диких животных от домашних, полевые цветы от садовых, знает несколько видов деревьев, растений. Память ребенка развита настолько, чтобы с ходу запоминать несложные стихи или пересказывать близко к тексту сказки.
Координация и кисть малыша уже достаточно развиты, чтобы проводить ровные линии. Ребенок умеет штриховать и закрашивать рисунки, не выходя за контур. Семилетние дети способны рисовать фигурки людей, транспорт, элементы быта и растения, соблюдая правила формы, пропорции и перспективы. Объединяя разрозненные картинки в один сюжетный рисунок.
Ребенок самостоятельно завязывает и развязывает шнурки, ленты. Застегивает молнии на одежде и легко справляется с пуговицами. Более того, малыш уже в состоянии заправить нитку в иголку и даже сшить две половинки ткани.
Умственные способности и логическое мышление так же выросли. В семь лет дети легко считают до 15 и обратно, чаще даже больше. Ориентируются в пространстве, причем правильно выбирают направление и на листке бумаги. Могут решать несложные математические задачи на вычитание и сложение, без затруднений сравнивают числа по величине и самостоятельно читают. Ребенок семи лет легко вычленяет лишнее из длинного ряда предметов или признаков, решает несложные логические задачки, умеет составить красочный рассказ по картинкам. Чтение стихов теперь происходит интересней: малыш не только запоминает длинные произведения наизусть, но и может прочесть выразительно, соблюдая нужную интонацию.
Семь лет – период особо внимательного отношения к питанию и составлению рациона ребенка, т.к. организм очень быстро растет. Ребенок претерпевает различные изменения в быте и самосознании. Важно не просто обеспечивать баланс БЖУ и достаточную калорийности пищи, но и насыщать еду витаминами. Часто можно встретить детей, которые грызут мел или стержень карандаша, это и есть сигнал о нехватке важных микроэлементов, которую нужно немедленно восполнять. Особенно важно следить за регулярным поступлением кальция и фосфора в детский организм, а также различных минеральных солей.
Баланс БЖУ для детей семи лет немного отличен от нормы предыдущих возрастов. На первый план выходят, конечно, белки, доля которых в рационе ребенка должна составлять не менее 35%. Этот элемент особенно важен для формирования костной и хрящевой структуры, правильного роста волос и ногтей. Большой процент среди потребляемых жиров отводится микроэлементам животного происхождения, именно здесь содержатся важные аминокислоты. Ежедневно ребенок должен получать до 78гр животных жиров, которые содержатся в твороге, молоке и сырах. Остальное окно в питании заполняется полезными углеводами. Примерно 300гр углеводов должен усваивать детский организм из круп, хлеба, фруктов, овощей и сладостей.
Полезно поддерживать режим питания ребенка, чтобы его ЖКТ мог самостоятельно регулировать норму выработки желудочного сока. Если ребенок уже посещает школу, важно уточнить, чем именно его кормят в столовой и скорректировать рацион. Младший школьник должен регулярно употреблять в пищу свежие овощи и фрукты, а также мясо, рыбу и крупы.
Важно помнить о том, то в 7 лет детям все еще необходим частый и полноценный отдых. Возможно, даже в большем размере, чем раньше, т.к. режим дня и жизнь ребенка теперь будет подчинены школе. Нужно время и силы, чтобы качественно адаптироваться к новый реалиям.
Ребенок вырос и в привычные 24 часа необходимо включить и новые активности. Теперь сын или дочь посещают школу, а значит, часть свободного времени нужно отдать на подготовку домашних заданий. Нельзя забывать и о времени на выполнение домашних обязанностей или помощь родителям. Одновременно крайне важно не значительно урезать свободные часы, когда ребенок может отдыхать, играть, читать или гулять на улице. Важно рационально распределить время, чтобы школьник не чувствовал себя обделенным или усталым, не переутомлялся и пребывал в хорошем расположении духа.
Младшие школьники испытывают серьезные стресс при переходе в новый режим жизни. Поэтому родителям необходимо стараться всячески облегчить время адаптации. Для этого можно оставить малышу дневной сон и следить за тем, чтобы он садился за уроки не раньше, чем через три часа по приходу домой из школы. Рабочее место ребенку должно быть оборудовано должным образом, иметь специальный стол и стул. Важно правильно организовать освещение для школьника: слева, если малыш пишет правой рукой, и наоборот для левши.
Некоторым детям сложно сразу войти в ритм школьной жизни. Помочь ребенку не потерять интерес к учебе помогут его любимые игры. Например, осваивать простые математические задачи можно при помощи картинок-перевертышей, когда правильный ответ гарантирует верно собранный сюжет на обороте карточки.
Если малыш сразу начинает испытывать трудности с обучением, важно предложить ему правильную игру. «Магазин» для счета, сложения или вычитания. «Угадайка» - для алфавита, слогов и чтения. Многие дети младшего школьного возраста затрудняются вычленять из привычных слов нужные звуки. Ребенку просто не понятно, что именно требуется от него в этой задаче. Легко решает эту проблему веселая игра по замене звука в словах для получения нового слова. Например, «кит-кот», «рак-рык» или «бок-бык».
Родителям нужно осознать, что посещение школы вовсе не отменяет игры. В семь лет ребенок все еще мал, ему сложно перестроиться в новый режим и многие вещи он по-прежнему легче воспринимает через игру. Играя дети расслабляются, а любимые игрушки помогают ребенку ощущать себя в безопасности. Поэтому очень важно не лишать младшего школьника возможности поиграть в «детские» игры, которые ему нравились раньше.
Излюбленными играми младших школьников являются сложные сюжетно-ролевые постановки. «Дочки-матери», «больница», «магазин» и «школа» особенно популярны в этом возрасте. Дети с удовольствием примеряют на себя новые роли, осваивая навыки общения. Важно, наблюдать за игрой детей, по возможности меньше вмешиваясь в процесс. Однако это не означает отсутствие контроля. Беспричинные вспышки агрессии в отношении игрушек, излишняя раздражительность могут стать тревожным сигналом для родителей. Нужно помнить, что в семь лет ребенок все еще выражает все, что у него накопилось через игры.
Дети по-прежнему любят рисовать, лепить, собирать мозаики и конструкторы. Играть в мяч, догонялки и строить песочные башни. Семь лет – время гендерного различия в играх и развитии разнополых детей. Дочке можно подарить вязальные нитки, спицы и обучиться вязанию одежды для кукол. Сына папа может пригласить в поход или на рыбалку. Важно качественно проводить с детьми каждую минуту. Можно превратить дорогу в школу в увлекательную игру, вспомнив любимое развлечение нашего детства – слова, когда игрок начинает свое слово с той буквы, на которую закончилось слово предыдущего. Для игры можно выбрать любой понравившийся признак: города, растения, животные или продукты питания.
Пора прививать сыну или дочке полезные привычки и основы правильного поведения. Развить честность, чувство долга и ответственности поможет выделение ребенку личных обязанностей, за которые он будет в ответе. Это может быть уход за домашним питомцем, вынос мусорной корзины или регулярный полив маминых цветов. За добросовестный труд ребенка нужно хвалить и награждать. Если же малыш пытается хитрить и отлынивать, ссоры и ругань едва ли помогут исправить такое поведение. Важно спокойно объяснять необходимость переделывать дело качественно.
Общие для всех членов семьи правила так же помогут ребенку осознать свою причастность к социуму. Например, если разбрасывать одежду нельзя, то запрет распространяется и на взрослых тоже. Следя за поведением родителей, малыш научится предвидеть последствия своих решений, что является важным умением для дальнейшей жизни.
Важно не подавлять индивидуальность ребенка, как можно чаще предоставляя ему выбор, объясняя при этом все обстоятельства решения, которое он примет. Например, можно помочь маме приготовить обед и после пойти гулять. А можно просто ждать, пока она справится сама, и выйти на улицу на час или два позже. Совсем скоро ребенок сможет войти в школьный режим, где не будет мамы или папы, чтобы подсказать или подстраховать, поэтому правильно будет развивать в детям самостоятельность и ответственность за свои поступки. При этом нужно помнить о том, что это все еще ребенок, важно не переусердствовать и всегда возлагать на детей то, что им по силам на данный момент их развития.
Многие дети тяжело переносят адаптацию в школе. Особенно это касается тихих или неуверенных в себе малышей. Осознать свою ценность и сильные стороны ребенку должны помочь родители. Это длительный процесс, требующий внимания и терпения. Нужно чаще акцентировать внимание ребенка на том, что у него получается, и меньше ругать за проступки.
Обратить не себя положительное внимание сверстников ребенку поможет какая-то вещь или необычная обязанность. Современный телефон, редкая игрушка или то, что папа доверяет сыну самому открывать двери гаража, смогут выделить ребенка среди одноклассников, повышая его самооценку.
Справится с негативными эмоциями и найти душевное равновесие поможет и спорт. К тому же регулярные упражнения будут полезны для физического здоровья как мальчиков, так и девочек.
И, конечно, важно чаще повторять неуверенному в себе ребенку о том, что никто лучше него не справится с двойным кувырком назад, починкой коллекционной модели машинки, приготовлением яичницы или воспитанием любимой собаки.
Не исключено и посещение детского психолога, если ситуация не меняется длительное время. Полезны как совместные с родителями занятия, так и отдельные консультации в режиме доктор-ребенок. Не нужно стыдиться терапии, своевременное вмешательство профессионала лишь поспособствует благоприятному разрешению проблем.