Период между пятым и шестым годом - это время пробуждения активности. Дочери и сыновья рвутся в жизнь - завоевывать мир. Пришла пора распрощаться с пухленьким малышом, скоро он станет школьником. Младенческая пухлость исчезает, многие становятся долговязыми и худыми. Милые толстенькие щечки пропадают, выражение лица становится более взрослым и серьезным. Резко возрастает ловкость движений. Кататься на велосипеде, на роликовых коньках, карабкаться вверх - теперь малыши смело берутся почти за все. Никакая стена не кажется им слишком высокой, никакой ров - слишком глубоким, никакая горка - слишком крутой. У родителей от страха за них нередко замирает сердце. Но ребенок пробует свои силы, и при этом дело не обходится, конечно, без ран, ушибов, всевозможных маленьких аварий.
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
В возрасте от пяти до шести лет дети начинают интенсивно размышлять - о жизни, смерти, природе. Они начинают понимать более сложные взаимосвязи, хотят все знать как можно точнее. Они уже с большим умением формулируют свои мысли, некоторые кажутся не по годам умными. Если четырехлетний ребенок обычно без протестов принимает то, что ему говорят, то пятилетние сопротивляются. Они хотят, чтобы учитывалось их мнение, становятся строптивыми: «Не буду надевать красный пуловер», «Не хочу этот дурацкий хлеб, хочу мандаринов», «Не пойду сегодня к бабушке». Для матерей это горькое открытие. Они сожалеют, что нет больше послушного малыша, с которым так легко. И впадают в полную растерянность, впервые услышав в свой адрес: «Ты что, глупая?». Авторитет матери зашатался, она уже не самая прекрасная, самая умная. За ней критически наблюдают, в ней сомневаются.
Теперь мальчики и девочки учатся отстаивать свои интересы, утверждать свое мнение, самостоятельно разрешать конфликты. Они приводят аргументы, дискутируют, ведут между собой переговоры. Добившись своего, испытывают неимоверную гордость. Потерпев неудачу, могут иногда впадать в ярость, набрасываясь друг на друга с кулаками, но обычно уже через несколько минут снова мирятся, братаются. Часто они кажутся агрессивными, раздраженными, временами их поведение становится просто несносным. Причина: неимоверная фрустрация. Они считают себя способными на все и в то же время постоянно натыкаются на пределы своих возможностей - физических и умственных.
Пятилетние живут в своем собственном мире увлекательном, прекрасном, но в то же время сложном.
На шестом году жизни агрессивность - элемент здорового развития. Однако вам следует проконсультироваться с психологом и педагогом, если ваш ребенок на протяжении длительного времени:
- ведет себя крайне враждебно;
- разрешает конфликты только с позиции силы;
- все больше и больше уходит в себя - как улитка в раковину.
Чтобы восстановить подорванную уверенность в себе, им особенно необходимы любовь, поддержка и признание. Поэтому окрики - вроде «Перестань выть!» или «Хватит гримасничать!» - были бы фатальной ошибкой. Важная цель развития на шестом году жизни - умение правильно соотносить свои эмоции с обстоятельствами: понимать, когда уместно смеяться, когда - плакать, когда надо взять себя в руки, а когда можно дать себе волю. Ребенок освоит это только в том случае, если пройдет через весь спектр переживаний.
Лучше всего пятилетние чувствуют себя в группе сверстников. Они наслаждаются тем, что находятся с другими на одном уровне, что нет вмешательства взрослых. Они о чем-то договариваются, строят планы, рассказывают какие-то невероятные истории - фантазия у них беспредельна. Заметно, что теперь они начинают вести себя «типично по-мужски» или «типично по-женски». Мальчики вместе что-то строят, девочки сообща занимаются куклами. В смешанных группах возникают первые «влюбленности», мальчик иногда уже выступает в роли покровителя своей избранницы - ведь он мужчина. В детских компаниях с воодушевлением играют в ролевые игры, изображая, например, мать, отца, ребенка. Роли выторговываются, назначаются, обмениваются. Для матерей и отцов такие игры - любопытнейшая вещь. Отпрыски показывают, как они видят свою семью и самих себя. Многие родители удивляются, некоторые забавляются, а иные и смущаются, узнавая, как их оценивают, что думают о них дети.