Поразительно, как изменяется человек на первые десять лет своей жизни. Родителям сложно соотнести долговязого подростка с тем крошечным, беззащитным существом, которое так нуждалось в их помощи. Однако ребенок вырос. В десять лет мальчикам и девочкам интересней на улице со сверстниками, в школе с одноклассниками или с друзьями во дворе, чем дома с мамой и папой. Ребенок озабочен своим местом в коллективе, своей внешностью, успехами и особенностями. Для него становятся ясны социальные роли людей в обществе, ребенок осознает свою ответственность, важность своих слов и поступков, их влияние на других людей.
Нежная детская психика особо восприимчива к любым отличиям, как внешним, так и внутренним. Практически сразу после десяти лет физическое развитие девочек начинает опережать мальчиков, это может спровоцировать возникновение комплексов и конфликтных ситуаций. Важно вовремя объяснить детям изменения, которые происходят с их телом. Необходимо, чтобы ребенок осознавал временность перемен, ощущал родительскую поддержку и свою личную ценность.
Психологическое развитие десятилетнего ребенка совершило заметный скачок, он научился мыслить логически, прогнозировать и планировать, распределять время и осознавать причинно-следственные связи. Жизнь ребенка в десять лет полностью подчинена учебе: школьный урокам и внеклассным занятиям. Ребенок должен уметь учиться, понимать, зачем ему это нужно и что конкретно от него требуется.
В 10 лет дети способны адекватно оценить свои способности, это существенно обогащает чувство собственного достоинства, ценности и компетентности. Ребенок усиленно ищет свое место в коллективе, вовремя и по делу применяя свои таланты. Привязанность к семье ослабевает все больше, однако ребенку все еще нужна родительская поддержка, одобрение и понимание. Дети в этом возрасте нуждаются в частом подтверждении своей важности, нужности и ценности. И, если не получают этого дома, обращаются на улицу к друзьям. Это обуславливает изменение качества отношений между родителями и ребенком, возрастание степени взаимного доверия и ответственности.
Набор продуктов, необходимых к ежедневному употреблению десятилетним ребенком точно такой же, как и у взрослого человека. Отличия составляет только соотношение БЖУ: при формировании меню, необходимо учитывать высокую степень физической активности детей, что обуславливает увеличение дозы потребляемых сложных углеводов до 50%. В эту группу продуктов питания входят крупы, макаронные изделия из муки грубого помола, фрукты, овощи, орехи и бобовые. Важно максимально разнообразить питание ребенка, чтобы удостовериться в регулярном поступлении всех витаминов, минералов и солей. Период интенсивного роста детей в десять лет требует внимательного отношения к белкам. Здесь не обойтись без микроэлементов животного происхождения, что полностью исключает вегетарианскую диету. Недостаток животных белков может привести к серьезным нарушениям в развитии интеллекта и мышечной массы ребенка.
Качественных приемов пищи должно оставаться около трех, остальное можно заполнить перекусами. Для профилактики ожирения важно научить ребенка соблюдать временной режим между приемами пищи и состоянием покоя или активности. Рекомендуется ужинать за два часа до сна. И обязательно полноценно завтракать каждый день. Большинство детей, страдающих лишним весом, пренебрегают завтраками, усиленно налегая на ужин.
Важно соблюдать режим и культуру питания, избавить желудок ребенка от слишком острой, кислой, соленой или тяжелой пищи, ненужных добавок. В этом возрасте у человека растет весь организм, включая внутренние органы. А это означает, что несбалансированное, нерегулярное питание вредными продуктами может спровоцировать дискомфорт или развитие заболеваний ЖКТ.
Радикальных изменений в построении режима дня у десятилетних детей не происходит. Их жизнь подчинена школьному расписанию. Необходимо следить, чтобы ребенок не переутомлялся, находился чаще на свежем воздухе, вел активный образ жизни. Полезно научить сына или дочь самостоятельно планировать свой день, чтобы ребенок прочувствовал важность все делать вовремя и правильно в первого раза. Пусть дети сами решают, когда им просыпаться, делать уроки и собирать сумку в школу. Полезно научить ребенка пользоваться вспомогательными средствами для планирования: будильником, органайзером и расписанием. Для начала это можно делать письменно, чтобы ребенку легче было ориентироваться, а родителям подсказывать и подстраиваться.
В этом возрасте пора уделять внимание тренировке памяти и внимания ребенка. Конечно, школьные преподаватели предлагают много вариантов для тренировок, однако, не будет лишним продолжить развитие этих навыков и дома, в игровой форме.
Эта игра предполагает несколько участников, чем больше, тем лучше. Таким образом можно занять детей на дне рождении, празднике или семейном вечере. Суть игры заключается в том, что каждый участник называет свой любимый предмет и повторяет выбор предыдущего участника. Таким образом, последний ребенок будет вынужден перечислить длинный список из предпочтений своих друзей. Темой игры можно выбрать любимые фрукты, игрушки или занятия
Ведущий игры перечисляет признаки всем известного предмета, места, фильма или героя, не называя его самого, в то время как остальные участники должны угадать, о чем речь
Это несложная игра в слова, когда ведущий быстро называет пару слов, а участник должен так же быстро повторить только одно из них
В качестве игр для детей этого возраста подойдут занятия на свежем воздухе, спортивные состязания или логические соревнования, тренирующие память, мышление и внимание.
Из игрушек самыми полезными будут:
Сегодня существует огромный выбор наборов на все возраста и любой тематики. Конструкторы развивают воображение, пространственное мышление и моторику
Подобные игрушки будут интересны ребенку любого пола. Популярны наборы «юный химик», «начинающий физик», которые не только развлекают, но и закрепляют школьные знания. Красочные настольные игры сплачивают детский коллектив, развивают много полезные навыков
Игрушки типа сложных, многокомпонентных игр научат ребенка просчитывать ходы заранее, для достижения нужного результата. Одновременно отслеживая все свои прошлые действия
Пришло время познакомить ребенка с шашками, шашками, нардами и тому подобными развлечениями. Ребенку будет приятно приобщиться ко «взрослым» играм. Взрослым тоже будет интересно поиграть с подросшими и поумневшими детьми, совместные развлечения помогут лучше понять друг друга, стиль мышления и логику, осознать различие подходов к решению задач. Такое понимание существенно облегчит совместную жизнь родителей с подрастающими детьми.
Не нужно втихаря избавляться от старых игрушек, это может ранить ребенка, если он был привязан к этой вещи. Родителям полезно привыкать советоваться с подросшим чадом, спрашивать его мнения и считаться с ним.
Одним из важнейших аспектов воспитания детей этого возраста станут беседы на сексуальную тему. В десять лет мальчики и девочки уже начинают замечать противоположный пол, проявлять к нему интерес. Но чаще всего это находит выход в безобидных шутках, таких как дерганье за косичку. Детский интерес лишен сексуальности и базируется на любопытстве и жажде знаний. Поэтому, если родители не уделят этому внимания, ребенок найдет ответы на свои вопросы где-нибудь еще. Необходимо спокойным тоном рассказать ребенку о физиологических различиях полов, особенностях созревания и функционирования женских и мужских организмов. Лучше использовать для этого доступные термины, понятные ребенку. Полученные знания помогут детям избежать неловкости в наступающем пубертатном периоде. Психологи уверены, что адаптация к новым функциям своего тела легче проходит у тех детей, которые имели откровенные беседы на тему сексуального воспитания с родителями.
Второй момент, на котором стоит заострить внимание, это семейная атмосфера. Наступающие перемены часто пугают детей, многие закрываются, секретничают, стесняются. В следствие чего, отдаляются от семьи, подвергаясь негативному влиянию улицы. Избежать таких проблем помогут доверительные беседы по душам, взаимоуважение и терпение.
Важно уделять достаточно времени на обсуждение проблем ребенка или общесемейных трудностей, делая упор на воспитание моральных ценностей.
В десять лет дети все еще открыты постижению нового. Свои неудачи они чаще воспринимают, как необходимый опыт, а не как тотальным провал. Их сознание не втиснуто в рамки общество, фантазия не имеет границ. Это отличное время для развития творческих способностей. Если родителям не удалось идентифицировать предпочтения ребенка, нужно дать ему больше свободы. Пусть чадо лепит, рисует, сочинят стихи или музыку, играет на тромбоне или катается на коньках. Совсем скоро ребенок сможет самостоятельно отсеять ненужные ему занятия и сможет сфокусироваться на чем-то одном. Родителям нужно не перегружать детей, принуждая их скорее сделать выбор. Не нужно и принуждать к занятиям, которые совсем не по душе ребенку.
Важно мягко ограничивать компьютерные игры и просмотр телевизора. Детская психика очень чувствительна к образам, возникающим при таком способе развлечения. Необходимо не просто запретить, а переключить интерес ребенка на другое занятие.