В этом возрасте ребенок необыкновенно активен, и важно обеспечить все условия для свободы его движений. Проводите с малышом как можно больше времени на свежем воздухе. Так вы не только позаботитесь о его здоровье, но и расширите представления малыша об окружающем мире.
Если условно разбить первый год жизни ребенка на триместры, то третий триместр, завершением которого является девятый месяц, – это период подготовки малыша к вставанию на ноги. Прямохождение – весьма сложный, с точки зрения нервной деятельности, процесс. Мозгу малыша требуется скоординировать множество мелких действий, чтобы он смог вертикализировать свое тело. Поэтому время, когда малыш сможет самостоятельно ходить на ногах, знаменует качественно новый этап его не только физического, но и умственного развития. Не пытайтесь каким-либо специальным способом «научить» ребенка ходить. Он пойдет сам, когда будет готов к этому.
Если этого не произошло на седьмом-восьмом месяце, к концу девятого месяца жизни ваш ребенок должен уметь садиться сам, без поддержки. Если малыш не умеет самостоятельно садиться и в девять месяцев, необходимо проконсультироваться с врачом. Возможно, так себя проявляют нарушения неврологического характера, приобретенные ребенком еще в утробе матери, но до этого никак себя не обнаружившие.
К началу десятого месяца многие малыши уже умеют хорошо ползать и даже преодолевать небольшие препятствия. Тем не менее, в двигательном развитии наблюдаются индивидуальные отличия. У девятимесячных детей быстро развиваются мышцы, и можно заметить, что ползают они по-разному: одни активно используют ладони и колени, другие – собственные ягодицы. Также некоторые из детей не проявляют попыток вставать, зато их ручкам доступно больше, по сравнению с другими сверстниками, разнообразных движений. В целом, на этом этапе в двигательном развитии ребенка могут случаться «тайм-ауты»: нервной системе малыша требуется время для усвоения полученной информации и закрепления приобретенных умений.
На исходе девятого месяца ребенок, как правило, умеет следующее:
Мальчики
|
Девочки
|
У ребенка в этом возрасте может появиться любимая игрушка или другая вещь. И если маме вздумается постирать обожаемого малышом зайца, он может очень сильно расстроиться от разлуки с ним. Таким образом малыш переносит на вещь часть своей привязанности к маме, перестает быть полностью зависимым от близкого человека. Тем самым, он делает маленький шаг к обретению самостоятельности в будущем.
Хотя малыш еще не говорит, он уже многое знает об окружающем и понимает. Ребенок умеет не только раскладывать и рассматривать игрушки, но и способен сам играть в некоторые развивающие игры: вкладывать кубики в коробочку, маленькую матрешку в большую. Малыш уже достаточно хорошо ориентируется в предметах, которые его окружают, и на просьбу старших показать ту или иную вещь, может верно указать пальчиком. Это свидетельствует о правильном умственном развитии ребенка: у него хорошо работает память, и он быстро усваивает новое.
На девятом месяце малыш уже узнает себя в зеркале. Это означает, что прогрессирует его самосознание, он осознает себя как отдельную личность. Проявляется это еще и в том, что ребенок начинает отстаивать свои права перед взрослыми.
По окончании девятого месяца малыш умеет следующее:
В возрасте девяти месяцев можно показать ребенку первые сюжетные игры. Продемонстрируйте, например, как зайка «качает» головой от огорчения, «танцует», «кушает». Ваша задача – эмоционально прокомментировать действия зверька. Будет просто замечательно, если крохе захочется повторить ваши игры. В этом случае, не скупитесь на похвалу.
Большой популярностью у девятимесячных детей также пользуется собирание маленьких башенок из кубиков. Любят дети и игрушки-сортеры: в них нужно опускать или проталкивать предметы в подходящие по форме отверстия.
Для развития мелкой моторики можно рекомендовать игры с деталями конструкторов (пусть они будут разных размеров, в т.ч. и маленькие). Тонкие движения пальцев развивают мышление ребенка. Разумеется, подобные игры должны проводиться под присмотром взрослого. Нужно следить, чтобы малыш не начал брать в рот и глотать мелкие детали.
В возрасте девяти месяцев детям также нравится играть в «прятки». Если вы сожмете свою ладонь и спрячете в ней маленькую игрушку, малыш непременно потребует показать, что у вас в кулаке. Ему будет доставлять большую радость каждый раз находить там игрушку. По этой же причине малышу нравится открывать ящики шкафов на кухне. Подобные действия также можно отнести к разновидности «пряток».
Если малыш уже хорошо стоит, держась за опору, и может сделать с ее помощью несколько шагов, можно понемногу учить его ходить с поддержкой. Для этого вы можете использовать шарф или шлейку. Ходунки врачами не рекомендуются. Устав в ходунках, ребенок не может опуститься, поползти или лечь. Он вынужден длительно сидеть или ходить, наклоняясь вперед, что вредно для позвоночника.
Чаще обращайтесь к малышу с простыми просьбами: «дай» или «на», обязательно поощряйте похвалой его старания их выполнить.
Начиная с девяти месяцев, малыш уже вполне способен управиться с ложкой. Конечно, до умения взрослых ему еще далеко, и покормить его у мамы получается гораздо аккуратнее и быстрее, однако будьте терпеливы: этот навык требует тренировки, малышу нужно учиться.
Девять месяцев – возраст, когда ребенок с огромным удовольствием как бы играет отдельными звуками и слогами, иногда придавая им эмоциональную окраску. Поощряйте занятия малыша и предлагайте новые: подражайте голосам животных, показывая их на картинках или в виде игрушек, побуждайте ребенка сказать «дай!», пряча у себя его игрушку, учите показывать и называть у себя, мамы, куклы различные части лица: лоб, глаза, нос, уши и пр.
Неизменный совет: создавайте ребенку комфортные и безопасные условия для его многочисленных исследований. Закройте заглушками электрические розетки, уберите подальше от крохи все опасные предметы, проследите, чтобы малыш не добрался до лекарств, моющих средств, уксуса.
Чаще и подольше бывайте с малышом на улице. Свежий воздух очень полезен для организма ребенка, и даже частое проветривание комнат в квартире не может заменить прогулки. Кроме того, бывая на улице, вы способствуете дальнейшему развитию представлений крохи об окружающем мире. Идеальным считается, если малыш проводит на воздухе не менее 6-7 часов в день, независимо от погодных условий.
Ребенок много двигается, кроватка или манеж ему уже тесны – пора выбираться на пол. Проследите за безопасностью малыша и тем, чтобы ему было чем занять самого себя на какое-то время. Можно посоветовать организовать в каждой комнате небольшой игровой уголок, это позволит вам в дальнейшем выиграть немного свободного времени для себя.
По-прежнему придерживайтесь соблюдения установленного вечернего ритуала перед сном: ласкайте кроху, обнимайте, берите его на руки, читайте книги. Мамины ласки и внимание – самые лучшие средства для засыпания, тем более, сейчас, когда малыш стал более самостоятелен и больше времени обходится без нее, ползая по полу.
Начиная примерно с шести месяцев, для нормального развития маленького ребенка важнейшее значение приобретает совместная с взрослыми деятельность с предметами. Побольше разговаривайте с малышом, играйте вместе, веселитесь вдвоем! Именно таким образом вы обеспечите его великую потребность в вашем внимании, а также его развитие: ведь малыш впитывает в себя все новое, подобно губке. Малыш – существо до крайности любознательное. И все, что он делает, – для него не баловство, как часто кажется взрослым, а серьезнейшее занятие – постижение мира. Старайтесь всегда откликаться на призывы ребенка поиграть с ним, не жалейте времени, и ваши усилия окупятся сторицей.
Иногда необходимо что-то запретить малышу, но делать это надо мягко. Если действия крохи небезопасны для него или для вас, лучше переключить его внимание на другой предмет. Не прибегайте к изображению страданий, если ребенок случайно доставил вам своими действиями боль, малыш может принять вашу реакцию за призыв к продолжению игры.
Ваш малыш становится чуточку самостоятельнее: он уже не боится в одиночку уползти в соседнюю комнату, короткое время может сам занимать себя игрой. Всячески одобряйте его стремления к независимости, предлагайте новые варианты самостоятельных действий. Например, во время купания дайте малышу мягкую губку и покажите, как ею моются, затем помогите ему самому вытереться полотенцем. Не жалейте времени, подобные занятия очень полезны для развития крохи.