Поздравляем: у вашего малыша первый юбилей! Ах, как вырос ваш кроха! Всего полгода назад он был маленьким беспомощным существом, а теперь этот вполне оформившийся человечек – неутомимый исследователь, занимательный собеседник, щедрая на любовь душа.
Шесть месяцев – первый серьезный рубеж в жизни ребенка. За первые полгода жизни малыш совершил такой скачок в своем развитии, на какой взрослый человек просто не способен. Какой активной, целеустремленной и невероятно общительной личностью стал ваш кроха! Сколько радости и хлопот приносит он в дом.
Следующие шесть месяцев ребенок продолжает бурную исследовательскую деятельность. Он неплохо управляет своим телом и использует все свои физические возможности для изучения окружающего мира. Ребенок ощупывает все предметы руками и ртом, пробует их на зуб. Не ограничивайте малыша в этом, лучше предоставьте ему максимум свободы, заранее позаботясь о безопасности окружающей обстановки.
Вы, вероятно, заметили, что ваш малыш уже не так часто будит вас по ночам, а дает поспать 5-7 часов подряд. Ребенок очень активен днем и к вечеру успевает сильно устать, так что ночью спит крепко. Кроме того, он стал больше есть, поэтому просыпается от голода лишь к утру. Как правило, днем полугодовалый ребенок спит 2-3 раза. Если к лицу малыша поднести новую пищу, он открывает рот и хорошо ест из ложечки. Он даже может попытаться сам зачерпывать еду из тарелки ложкой.
У большинства детей к концу шестого месяца появляются первые зубы. Прорезывание зубов часто доставляет много неприятностей. Опухшие десна беспокоят малыша, он становится раздражительным и плаксивым. Остается посоветовать родителям только одно: набраться терпения, чтобы пережить это время, ведь оно скоро закончится.
Ребенок по-прежнему активно растет и развивается. В целом, на шестом месяце жизни ребенок осваивает следующее:
Мальчики
|
Девочки
|
С шестого месяца жизни происходит введение в рацион малыша второго прикорма: с этого месяца можно начинать давать ему каши. Однако не стоит увлекаться экспериментами, ориентируйтесь на самочувствие ребенка, отслеживайте возможные аллергические реакции, Каши вводятся маленькими порциями. В этом возрасте прикорм не заменяет грудное молоко. Давая пюре и каши, вы, скорее, только знакомите малыша с новой пищей. Не кормите кроху насильно! Его организм лучше знает, что именно и в каких количествах ему необходимо.
Шестой месяц жизни ребенка характеризуется качественным скачком в его умственном развитии. Малыш уже начинает узнавать свое имя, реагирует на него. По-прежнему и даже больше, чем до этого, боится незнакомых людей. Не переживайте, это нормальное в его возрасте поведение. Так себя проявляет защитный инстинкт организма.
Малыш смотрит на взрослого, ловит его взгляд, улыбается, постоянно привлекает к себе его внимание, размахивая ручками и ножками, кричит или что-то лепечет. Словом, всеми силами пытается продлить контакт с близким человеком. Это, безусловно, радует, хотя, конечно, родители периодически чувствуют усталость от такого количества общения.
Малыш много и разнообразно вокализирует. Прислушайтесь, и вы различите более четкие слоги и даже цепочки слогов. Это еще не слова, это лепет – новый и очень важный этап в развитии. Постепенно ребенок начинает использовать лепет для общения. Чаще беседуйте с ребенком, но не сюсюкайте, читайте ему стихи, пойте песни (и, возможно, он вам подпоет!). Таким образом, вы сформируете навыки восприятия и воспроизведения речи. В этом возрасте ребенок осваивает первые игры: пирамидки, кубики, формочки, которые можно вкладывать друг в друга, пластиковые баночки, к которым нужно подобрать крышечки и т.п.
Любознательность ребенка усиливается. Малыша интересуют не только игрушки. Теперь он вполне может сам дотянуться до лежащего на низком столике телевизионного пульта или журнала. Он научился самостоятельно доставать, трогать и хватать руками предметы. В общении с взрослым кроха стремится к практическому взаимодействию по поводу интересующих его объектов. Он может требовательно кричать, когда хочет заполучить желаемую вещь в руки, когда ему нужна помощь или одобрение взрослого. Старайтесь откликаться на просьбы: подайте малышу игрушку, поднесите к интересующему предмету, дайте потрогать, назовите и расскажите о нем.
Кроха узнает близкого человека по голосу, даже не видя его, радуется, улыбаясь маме, как только она входит в комнату. В отношении чужих ребенок очень насторожен и наблюдает за реакцией родителей на незнакомца. Полугодовалый малыш уже осознает себя как субъекта активных преобразований вокруг. Увидев, что родные смеются над его гримасами и проказами, может начать стараться еще больше.
В конце первого полугодия жизни действия ребенка с предметами довольно просты: берет игрушку в ручку, перекладывает из одной в другую, разглядывает, затем бросает на пол, а потом смотрит, что натворил. Зрение малыша уже достаточно развито для того, чтобы видеть мелкие предметы. Так, например, он может заметить и попытаться поймать летающую в освещенном солнцем воздухе пылинку.
Если протянуть малышу пальцы или палку, он может схватиться ручками, подтянуться и сесть. Правда, сидеть у него пока получается, согнув спинку. Взяв малыша к себе на колени, вы увидите, что он также пытается сесть и даже подпрыгивает, словно хочет встать, а когда купается, с удовольствием барахтается в воде.
Ребенок стремится изучить все вокруг: позаботьтесь о безопасности пространства и предметов, которые его окружают. В его игровом уголке должны присутствовать: различные емкости, которые можно открывать и закрывать крышками, погремушки и музыкальные игрушки, пищалки, издающие звуки при сжимании.
Под присмотром взрослых можно организовать игры малыша с сыпучими продуктами (фасолью, горохом и т.п.). Нужно следить только, чтобы кроха не начал их глотать. В этом плане относительно безопасна пищевая соль: она вряд ли придется по вкусу маленькому исследователю.
Во время игры полезно спрашивать малыша, «где киса?», «где машинка?». Когда ребенку исполнится шесть месяцев, он уже сможет находить их глазами, если они на виду. Смотрясь в зеркало вместе с крохой, покажите ему, где ваше отражение, а где – его. В этом возрасте малыш с удовольствием все рассматривает, так что можно его познакомить с шедеврами живописи, фотографиями.
Ребенок долго и разнообразно лепечет, упражняясь в повторении одних и тех же слогов. Таким образом идет подготовка к нормальному говорению. Услышав в «речи» ребенка согласные звуки, повторяйте их за ним, при этом можно приложить пальчик малыша к своим губам, чтобы он ощутил вибрацию.
Как бы сильно вам ни хотелось, не старайтесь сами обучить ребенка сидению, ползанию или ходьбе. Не торопите события, дайте мышцам малыша окрепнуть. Нет ничего страшного в том, что к концу шестого месяца ваш кроха еще не садится самостоятельно. Не нужно усаживать его насильно, обкладывая со всех сторон подушками. Ничего из этого не выйдет, кроме искривления позвоночника малыша. Всему свое время. Если малыш сам пытается подниматься, держась за спинку кроватки, – хорошо, но не нужно принуждать его к вставанию.
Маленький ребенок хорошо чувствует настроения близких и отношения между ними. Постарайтесь справиться с раздражением или желанием повысить голос в его присутствии, не пытайтесь урегулировать семейные разногласия при нем. Берегите хрупкую психику малыша, ведь лишний стресс и напряжение ему сейчас ни к чему. По этой же причине стоит пока повременить с устройством в вашем доме шумных вечеринок и посещением гостей. Общайтесь с крохой ласковым, негромким, спокойным голосом.
В этом возрасте можно начать читать малышу первые книжки, петь веселые песни и рассказывать стихи. Особенно нравятся деткам потешки с неожиданной концовкой. Примером служит игра: «Поехали с орехами, в ямку – бух!». Если ребенок смеется уже в начале стишка, предвкушая удовольствие, – это свидетельство того, что у него начала работать память.