Полтора года – важная веха в развитии малыша. Он достаточно уверенно чувствует себя в пространстве, умело координирует свои движения и очень любопытен. Подчас интерес может завести малыша в самые неожиданные места и ситуации.
Задача родителей на этом этапе сводится к умеренной подстраховке ребенка. Окрепший малыш способен на многое, а способ его мышления настолько неординарен, что загонять ребенка в жесткие рамки контроля просто нельзя. Но помнить о безопасности, безусловно, нужно.
Уровень владения телом, на данном этапе развития, достигнут почти максимальный. Мышцы малыша окрепли настолько, чтобы позволять ему быстро бегать и не спотыкаться, высоко подпрыгивать и приземляться. Психомоторные связи тоже отлажены на отлично: малыш прекрасно осознает, когда нужно пригнуться, а когда подпрыгнуть. Другой вопрос с координацией. Здесь все еще есть, куда стремиться, поэтому задуманное получается далеко не всегда.
Однако время, затраченное на освоение нового навыка, все сокращается, и родителям кажется, будто их ребенок гениален и «схватывает все на лету». Отчасти так и есть. Дети полутора лет нацелены на то, чтобы изучить и попробовать как можно больше нового. Поэтому педиатры рекомендуют гулять с малышом минимум 6 часов в день. Прогулки на улице благотворно влияют на иммунную систему ребенка и предоставляют огромное поле для новых исследований. К тому же, на свежем воздухе шанс получить бытовую травму снижается.
Мальчики
|
Девочки
|
Малыш полутора лет особенно уязвим в отношении расставания с близкими ему людьми. Занятия в детском саду или группе раннего развития, где предполагается нахождение ребенка отдельно от мамы, может нанести ощутимую травму психике малыша. Подобные действия родителей могут привести к серьезной эмоциональной травме и сказаться на дальнейшем развитии ребенка комплексами неполноценности, приступами паники или неосознанным страхом. Все дело в том, что осознав себя самостоятельной личностью, ребенок все еще не готов расстаться с любимыми людьми и крайне болезненно переживает даже кратковременный перерыв в общении.
Чувство безопасности – основное для ребенка возраста от полутора до 2х лет. Малыш уже отлично знаком со всеми членами своей семьи, которые могут выступить гарантами подобного чувства, поэтому довольно легко отпускает родителей на пару часов, соглашаясь побыть с бабушкой или старшим братом.
Примерно в возрасте года и 6 месяцев ребенок может начать демонстрировать свой гнев. Причем довольно часто, что обычно пугает родителей. Однако это всего лишь способ донести до близких свое недовольство. Ведь ребенок уже способен осознать то, что ему что-то не нравится, но по-прежнему не умеет это передать. Поэтому он выбирает едва ли ни единственный доступный способ – злиться, кричать, топать ногами, кусаться или кидать игрушки.
Важным этапом при попытке наладить понимание является внимательное отношение к чувствам ребенка и соответствующая реакция на них. Если малыш поймет, что получить внимание взрослых возможно только через крик, истерики скоро войдут у него в привычку. Важно не доводить ситуацию до крайности и попытаться дифференцировать желание ребенка до того, что вспышка гнева перейдет в бесконтрольную истерику. В этом поможет терпение и наблюдательность. Возможно, все не так сложно и избежать возникновения конфликтной ситуации можно просто сменив синюю чашку на зеленую. В любом случае не стоит подавлять малыша, важно именно услышать друг друга, понять и договориться.
В комплексе со скачком физического развития идет и психоэмоциональное взросление. Ребенка наконец-то заинтересовали созидательные игры: построить дом из кубиков, собрать пазл или сложить пирамидку. Самое время начинать знакомство со множеством развивающих игрушек и методик взросления.
Отлично для этого подойдут сюжетные игры на основе любимых сказок. Подобные занятия направлены на развитие функций мелкой моторики, мышления и мышечной памяти. Однако ребенок все еще мал, чтобы запоминать сразу несколько новых, сложных для него игр. Поэтому не нужно удивляться, когда малыш будет раз за разом проигрывать один и тот же сюжет, напрочь игнорируя все остальные.
Максимальное сближение – вот основная тенденция в поведении родителей полуторагодовалого малыша. Ребенок чувствует все особо остро еще и потому, что не всегда может выразить свои эмоции. Поэтому родительское участие или, наоборот, безразличие ощущаются малышом в полной мере. Совместные игры и семейное времяпрепровождение способны существенно облегчить взаимопонимание родителей и ребенка. При этом необходимо помнить, что дети в полтора годы уже не те несмышленые младенцы, какими были в 5-7 месяцев, теперь они способны на творчество, логическое мышление и проявление индивидуальности. Что делает совместные игры еще более увлекательными.