Для маленького человечка это само по себе серьезное достижение, а не просто первый настоящий день рождения.
Прошел целый год с того момента, как вы принесли домой маленькое, пассивное, полностью зависящее от вас существо. Сейчас вы уже и не сможете вспомнить, как до этого могли жить без него. Теперь оно стало подвижной, активной, невероятно занятой личностью, способной самостоятельно двигаться и делать ежедневно много открытий.
Период младенчества подошел к концу, впереди у ребенка – детство! А каким оно будет – зависит от нас.
Малыш легко передвигается по квартире, пробует забираться на лестницу (родители могут научить его спускаться по ней). С большим удовольствием плещется в ванной, хлопает по воде руками и ногами, брызгается.
Одна из любимых поз: стоя на ногах, малыш наклоняется вниз, упирается головой в пол и смотрит через широко расставленные ноги на реакцию окружающих. Если рядом кто-то танцует или занимается гимнастикой, кроха попытается подражать ему.
К году у ребенка может быть 8-12 зубов, правда, это не является жесткой нормой. В целом, количество зубов может быть и меньше, однако в этом случае стоит убедиться, что организм крохи не испытывает недостатка в кальции, фосфоре и витамине D. В остальном стоит положиться на природу.
В этом возрасте физическое развитие ребенка характеризуется следующими его умениями и навыками:
Мальчики
|
Девочки
|
В этом возрасте у малыша просыпается чувство юмора. Можно наблюдать, например, как он предлагает взрослому игрушку, а когда тот протягивает руку за ней, кроха быстро убирает игрушку за спину, делая при этом хитрое лицо и заливаясь счастливым смехом.
На рубеже первого года в поведении многих детей происходят резкие изменения. Прежде спокойный и покладистый малыш вдруг становится непослушным, капризным и раздражительным. Психологи говорят о начале у ребенка одного из первых психологических кризисов. Происходит естественный процесс – в год впервые ярко заявляет о себе личность маленького человека. К малышу приходит осознание себя как отдельного существа, о себе заявляет его собственное «я». Возникновение негативных эмоций у крохи связано с тем, что малыш уже многое понимает и знает, чего хочет, но многое еще не может физически.
К концу двенадцатого месяца ваш ребенок может:
Подражая вам, ребенок может начать вытирать за собой столик, хотя незадолго до этого он сам испачкал его с неменьшим энтузиазмом. Дело в том, что запуская пальцы в кашу и разливая по столу воду, малыш исследует свои тактильные ощущения. Им движет не столько желание пошалить, сколько ему интересно почувствовать фактуру различных сред.
Интересуется кроха и новыми звуками. Он может долго экспериментировать, стуча одним предметом о другой, издавая бурчание или крики, меняя при этом тембр и высоту голоса.
Любимые занятия ребенка в этом возрасте – опорожнять и наполнять ящики, собирать в коробку разбросанные кубики и другие предметы, передвигать их, опрокидывать, разрушать, тянуть за собой все, что только возможно.
Многие годовалые дети среди множества игрушек отдают предпочтение мячу. Ведь его можно бросать и смотреть, куда он катится.
Малыш не умеет еще считать, но запомнить слово «два» способен. Попробуйте разложить на полу какие-либо парные вещи (носки, варежки) и собирайте их, комментируя вслух: «два носка», «две варежки». Ребенок вскоре догадается о том, что вы делаете, и будет помогать вам, складывая пары. Поощряйте похвалой стремление малыша подражать вам. Играйте с ним в «зеркало»: помашите рукой и посмотрите, как это сделает он. Позднее ребенок с удовольствием будет повторять за вами и более полезные действия (вытирание пыли, подметание веником и т.д.).
Годовалые дети отличаются друг от друга по запасу слов, которые они знают и произносят. Один ребенок может воспроизвести всего пару слов, другой – порядка двадцати. Для развития речи малыша называйте ему все, что видите на прогулке и дома. Также можно использовать следующий прием: пусть перед ребенком неожиданно появится какая-либо игрушка, и при этом вы ее тут же назовете (например: «А вот и киска!»).
При обучении не забывайте, что от обилия впечатлений ребенок может устать и потребуется сделать для него перерыв. Не торопитесь слишком, не вступайте в соревнования с другими родителями, если их малыши говорят больше и лучше, чем ваше чадо.
Рубеж первого года – время наибольшей эффективности любых педагогических и непедагогических воздействий на малыша. К последним относится запугивание. Впрочем, также непедагогично и немедленное исполнение любых желаний ребенка. Нельзя разрешать ребенку сегодня то, что было запрещено вчера.
Родителям ребенка следует проявить гибкость в процессе воспитания, особенно в период кризиса первого года. В это время малыш часто не слушается, капризничает без повода, обижается, сердится, разбрасывает в ярости игрушки. Не спешите пугаться этого и расстраиваться. Кроха уже осознает свои желания (хочет достать игрушку и т.д.), но не может их выразить словами, поэтому заявляет свои права, используя негативные эмоции: упрямство, капризы, слезы, вспышки гнева. Иногда может дойти и до истерик – так ребенку важно, чтобы взрослые поняли, чего он хочет. Детские психологи считают, что на данном этапе развития такое поведение ребенка нормально и советуют родителям отвечать на истерики добротой, терпением и лаской. Помогите малышу успокоиться (ведь сам он этого еще не может): обнимите, покачайте на руках, ласково поговорите с ним. Когда взрыв эмоций утихнет, попробуйте сделать то, что до этого так сильно нужно было малышу, если, конечно, он еще будет помнить о своем желании. Ругать, требовать от ребенка послушания, разговаривая с ним на повышенных тонах, в такие моменты не только неэффективно, но и вредно.
Помните, что психика маленького ребенка – чрезвычайно хрупкая вещь. Родители должны уважать личность своего малыша, поддерживать его стремление проявить себя. В этом возрасте легко можно сломать первые «ростки» личности, а взрастить их позже будет гораздо труднее. Смяв волю ребенка, вы добьетесь лишь кратковременного эффекта, а то и хуже - спровоцируете новую агрессию у малыша.
Не забывайте объяснять ребенку цель того или иного запрета. По возможности, сведите количество ограничений к минимуму. Ведь поощрение познавательной активности очень важно для воспитания в ребенке самостоятельности и свободы мышления. Порицать нужно только безнравственные поступки ребенка, а запрещать то, что опасно для его жизни и здоровья. Используйте слово «нельзя», но не злоупотребляйте им. Например: нельзя таскать кошку за хвост, нельзя забираться на подоконник к открытому окну, а вот рисовать на обоях, естественно, нежелательно, но ничего по-настоящему страшного при этом не произойдет. Вместо того чтобы кричать «нельзя!», попробуйте отвлечь чем-нибудь юного художника от его занятия.
Стоит заметить, что совершенно необходимо, чтобы все члены семьи были едины в своих запретах и всегда их придерживались. Критиковать следует действия ребенка, а не его личность.
В возрасте одного года можно постепенно менять режим дня ребенка, приводя его к общепринятому, но не стоит забывать, что сил у годовалых детей еще не так много и они быстро устают от игр и передвижений.
Чаще проветривайте детскую комнату, гуляйте с ребенком два раза в день по 1,5-2 часа. На прогулки одевайте малыша так, чтобы дать ему возможность побегать по лужам, сухим листьям и т.п. Словом, пусть он продолжает свою деятельность по исследованию окружающего мира и на улице. В этом возрасте по-прежнему вниманием малыша завладевают, прежде всего, осязательные ощущения.
Один год – серьезный рубеж в жизни малыша. Незадолго до и после его наступления ребенка ждут большие перемены. И это, конечно, здорово, ведь жизнь не стоит на месте. Правда, желательно, чтобы изменения не происходили слишком резко и не травмировали кроху.
Многие матери планируют окончание грудного кормления ребенка по достижении им одного года. Действительно, годовалый малыш в состоянии получать все необходимые витамины и другие полезные вещества из обычной пищи, и грудное молоко уже не является для него таким жизненно необходимым продуктом, как, например, в период новорожденности. Хотя многие врачи рекомендуют сохранять грудное вскармливание как можно дольше. Тем не менее, в возрасте одного года отнятие от груди, как правило, проходит для ребенка достаточно безболезненно. Единственная рекомендация: не стоит прекращать кормить малыша грудью летом и тогда, когда он болен.
Отнеситесь с особым вниманием к потребностям годовалого малыша, особенно, если он вступил в фазу кризиса. Повзрослевший ребенок нуждается в том, чтобы взрослые реагировали на его действия, оценивали их. Относитесь с уважением к личности вашего ребенка, проявляйте терпение, доброжелательное внимание и чуткость. Развитие не всегда протекает безболезненно, а в данный момент малыш как раз занимается именно своим развитием. Хотя родителям иногда кажется, что их ребенок, наоборот, чуть ли не возвращается в период младенчества (много плачет, плохо спит, требует к себе больше внимания). Поддержите малыша на его трудном пути взросления, не кричите, не давите и не переламывайте его волю. Потерпите, скоро кризис закончится.