У большинства малышей одиннадцатый месяц жизни знаменуется двумя очень важными событиями: ребенок совершает свои первые самостоятельные шаги и произносит первое слово.
До этого малыш пробовал ходить лишь по кроватке или в манеже, держась за бортик. Теперь же он совершает свои первые осознанные шаги по полу. Впервые ребенок сложил два обычных слога из своего лепета, и получилось «ма-ма» или «па-па» – слово, которое он неоднократно слышал до этого. Он вряд ли осознает, как это у него вышло, однако уже понимает значение большинства произносимых слов. Чаще всего он произносит двусложные слова, когда видит близкого взрослого или знакомую игрушку.
В возрасте одиннадцати месяцев некоторые малыши продолжают ползать, большинство же умеет ходить, с поддержкой родителей или балансируя при помощи собственных ручек. Ребенок покачивается во время ходьбы, иногда наклоняется вперед, затем помогает себе, взмахивая рукой, держа в другой игрушку. Кроха умеет приседать и может использовать это умение в качестве своего «танца», когда слышит музыку и видит танцующих взрослых.
Мальчики
|
Девочки
|
Малыш стал старше, и в свои одиннадцать месяцев уже может попробовать новые блюда со взрослого стола. Помимо каш, супов и пюре, настает время готовить малышу мясные тефтельки и паровые котлетки. Теоретически, у ребенка уже должно быть шесть зубов, поэтому он вполне может справиться с подобной пищей. Тефтели можно готовить из мяса и рыбы (если у крохи нет на нее аллергии), правда, вкус рыбных котлет не очень нравится малышам. Рыбное блюдо готовится не чаще одного раза в неделю.
Некоторые дети переходят в этом возрасте на четырехразовое кормление. Следует иметь в виду, что количество пищи в этом случае на каждый прием нужно увеличить. Однако не стоит настаивать на подобном распорядке приема пищи. Малыш, например, вполне может попросить перед сном кефир. Не нужно ему отказывать, возможно, питье кефирчика является частью вечернего ритуала перед сном.
В этом возрасте у малыша просыпается интерес к новым вкусовым ощущениям. Ребенок тянется к еде взрослых, пробует ее. Может попытаться отломить и отправить в рот кусочек какого-нибудь купленного в магазине продукта. Кроха также активно пользуется своими тактильными ощущениями – исследует фактуру разных поверхностей. Может выразить недовольство, если его пальчики коснулись чего-либо липкого. Для развития осязания полезно дать ребенку возможность походить босиком по траве или песку, потрогать желе или мокрые игрушки.
Умственное развитие ребенка в одиннадцать месяцев позволяет ему не только чутко улавливать интонации взрослого, но и понимать значения большинства слов. Мышление малыша еще не отличается зрелостью, однако он реагирует на обращения родителей вполне подходящим образом, свидетельствующим о понимании их слов.
В этом возрасте малыш уже может играть в простенькие сюжетные игры. Ребенок с удовольствием становится соучастником игры, ему доставляет огромное наслаждение участие в делах взрослых. Также ребенок уже способен находить и показывать у себя, мамы или куклы различные части лица.
В этом возрасте малыш умеет обобщать предметы по одному какому-либо признаку. Например, может выполнить мамино задание разложить игрушки на кучи, последовательно выбирая все мячи или машинки.
К одиннадцатому месяцу к малышу приходит умение играть в простые сюжетные игры. Он уже умеет сам кормить кукол, укачивать их. Теперь игру можно немного усложнить, придумав коротенькую историю про любимую игрушку малыша.
Малыш осваивает речь, используя упрощенные (чаще двусложные) слова: «ав-ав», «бух». Их немного в запасе у малыша, всего три или пять, и они понятны почти всем, хотя в речи крохи могут присутствовать и слова из его собственного языка (пример: «оты» вместо «колготы»), которые понятны только ему и некоторым его близким. Стимулируйте желание ребенка говорить, рассказывая сказки, задавая ему вопросы, называя окружающие предметы. Если малыш при произношении делает ошибки, поправляйте его, несколько раз повторяя правильный вариант слова. Чаще общайтесь с малышом, он понимает гораздо больше, чем может выразить словами.
Приучайте ребенка к книжкам: показывайте ему красивые картинки, читайте вслух. Пусть кроха будет ее листать и разглядывать. Предпочтительно, чтобы вы в это время сидели рядом с малышом, чтобы он видел и книгу, и ваши эмоции во время чтения.
Малыш начинает проявлять интерес к общению с другими людьми, как с взрослыми, так и со сверстниками. Если усадить кроху рядом с таким же, как он, карапузом, можно увидеть, как малыши реагируют друг на друга, пытаются взаимодействовать. Помогите вашему ребенку освоить, по возможности, правила вежливого общения с окружающими.
Когда малышу исполняется десять-одиннадцать месяцев, можно уже определить, кто он – «сова» или «жаворонок». В зависимости от этого формируйте режим дня ребенка. Здесь лучше подстроиться под малыша, ведь ему пока не нужно обязательно вставать в садик или школу, поэтому пусть наслаждается сном на здоровье. Считается, чем меньше стресса у малыша в детстве, тем более уравновешенным человеком он станет в будущем. В этот период ребенок перестает бояться окружающих: проявляет к ним любопытство, находясь на руках у мамы, узнает и радуется знакомым. Поэтому нужно поощрять желание ребенка общаться и играть со сверстниками, ходить в гости.
Хотя в одиннадцать месяцев дети становятся еще взрослее и крепче, чем раньше, тем не менее, в этот период они весьма подвержены всевозможным вирусным инфекциям (так называемым ОРВИ). Старания уберечь малыша от вирусов могут ни к чему не привести, особенно в период эпидемии. Если малыш внезапно заболел, лучше сразу вызвать к нему врача. Если же такой возможности нет, нужно запомнить следующее:
И все-таки не занимайтесь самолечением, лучше поскорее обратитесь к педиатру.
В возрасте одиннадцати месяцев можно продолжать приучать кроху к горшку. При этом нельзя принуждать малыша садиться на горшок, если он сопротивляется. Следует позаботиться о том, чтобы ребенок сидел на горшке в удобной позе и не испытывал дискомфорта. Обязательно нужно похвалить малыша, если он согласился посидеть на горшке, даже если ничего и не сделал. Для тренировки навыка самостоятельной ходьбы специалисты советуют использовать специальные игрушки-каталки или даже просто давать малышу катать его собственную коляску. Из-за вероятности возникновения у детей проблем с осанкой, не рекомендуется использовать «ходунки».
Поощряйте активность ребенка, больше общайтесь с ним сами и давайте ему возможность контактировать с другими людьми. Следите за безопасностью малыша. В этом возрасте дети очень интересуются различными электрическими приборами. По возможности, уберите их из поля зрения малыша. Вместо этого, можно предложить ребенку сломанный будильник или кофемолку, радиоприемник и т.п. Постарайтесь как можно реже использовать слово «нельзя». Если надо что-то запретить, делать это нужно очень мягко. Если действия малыша небезопасны для него, лучше переключить его внимание на что-нибудь другое.