Сегодня методики раннего (или «форсированного») развития детей уже не воспринимаются как нечто экзотическое. Они широко применяются как частными учреждениями дошкольного образования, так и родителями. Изданы пособия и рекомендации, созданы специализированные сайты. При желании родители легко могут найти информацию о том, что и в каком возрасте должен уметь делать их малыш, и как помочь ему достичь новых высот.
Популярные методики раннего развития
Считается, что ребёнок в процессе раннего развития упорядочивает свои знания об окружающем мире и расширяет возможности его исследования. Матери же, как правило, хотят, чтобы раннее развитие наиболее полно раскрыло способности малыша. Ещё им необходимо, чтобы их чадо ни в коем случае не отставало от других детей. Следует помнить, что, какую бы методику вы ни применяли, она не должна быть ребенку в тягость:
- не нужно лишать маленького человека простых, но необходимых радостей – общения со сверстниками, игр на детской площадке и весёлой возни - в пользу обучения;
- ребёнок – это самостоятельная личность, а не ваша собственность, потому не требуйте от него невозможного и не пытайтесь воспитать гения;
- лучше уделите малышу как можно больше внимания и любви, ведь никакая методика раннего развития не способна заменить доверительного общения родителей со своим ребёнком
Ниже будут коротко изложены основы современных методик раннего развития детей, наиболее популярных в нашей стране. Заметьте, что все они, как правило, были изобретены педагогами-дефектологами для малышей с различными отклонениями – как физическими, так и умственными. Впоследствии их стали применять и при обучении здоровых детей. Целесообразно ли это в вашем случае – решайте сами.
Раннее развитие детей по методике Марии Монтессори
Самая известная методика, давно взятая на вооружение специалистами по раннему развитию, - это методика раннего развития детей Марии Монтессори. Она была предложена педагогом Марией Монтессори для слабых и больных детей. Кредо этой методики - «Помоги мне, и я смогу сделать это сам!». Суть её сводится к тому, что вокруг ребёнка нужно создать такую среду, которая максимально способствовала бы его самостоятельному обучению и познанию мира. Ребёнку должно быть комфортно учиться, приобретать опыт и навыки, совершенствовать своё физическое состояние и аналитические способности. Учителю отводится роль наблюдателя, который только в случае надобности приходит ребёнку на помощь.
Мария Монтессори считала чрезвычайно важным развитие у детей мелкой моторики. Она разработала рекомендации по применению всевозможных предметов для стимуляции нервных окончаний. Её методика особенно подходит тем малышам, которые воспринимают мир преимущественно визуально. Однако у неё есть серьёзный недостаток. Дело в том, что эта педагогическая методика по большей части ориентирована на развитие левого, «аналитического» полушария, а полушарию правому, то есть «творческому», не уделяет должного внимания, что не способствует целостному познанию мира ребёнком. Тем не менее, дети, занимающиеся по этой методике, и вправду становятся смышлёными и быстро обучаются. Но услуги квалифицированного специалиста в этой сфере чрезвычайно недёшевы.
Вальдорфская методика развития детей
Вторая популярная в России методика – это Вальдорфская методика развития детей. Ей уже больше ста лет. Её автор – немецкий философ Рудольф Штайнер – считал необходимым развивать ребёнка, учитывая присущие его возрасту особенности. Для него также было очень важно участие родителей в обучении и развитии малыша.
Современные последователи Штайнера полагают, что форсированное обучение детей до 7 лет грамоте довольно бесполезно, так как абстрактное мышление в этом возрасте ещё не развито. Не следует также задействовать «искусственные» материалы, телевизоры и компьютеры. Определяющим фактором развития ребёнка должен быть возраст: у самых маленьких развивают мелкую моторику, ребят постарше обучают шитью и резьбе по дереву, причем делается всё это вместе с родителями, что способствует установлению доверительных отношений между родственниками. Но, увы, Вальдорфская методика более ориентирована на творчество, музыку и эмоции, нежели на интеллектуальные способности ребёнка. Поэтому родители часто бывают недовольны итогом её применения: ребёнка не хотят принимать не то что в лицей, но даже в обычную начальную школу.
Развитие ребенка по методике Домана
Авторство третьей современной методики раннего развития детей принадлежит Глену Доману, военному врачу, который в 40-е годы прошлого столетия успешно применял её для реабилитации детей с поражениями головного мозга. Он создал набор карточек, на которые нанесены цифры, слова и точки в разном количестве. С самого рождения ребёнку показывают эти карточки, называя громко и чётко изображенные на них понятия. Дети запоминают информацию на бессознательном уровне, но, к сожалению, не понимают её смысла.
Развитие ребенка по Зайцеву
Четвёртую методику раннего развития, пользующуюся особой любовью в нашем отечестве, разработал Николай Зайцев, специалист из Санкт-Петербурга. Результатом её стали Кубики Зайцева, о которых сегодня не знают только самые нелюбопытные родители. Методика предназначена для освоения чтения. Кубиков более 50 штук. На каждой грани изображён какой-либо слог. Играя, ребёнок запоминает звучание слогов и вскоре самостоятельно начинает читать. Однако, пойдя в обычную школу, где читать учат «по старинке», малыш может столкнуться с принудительным переучиванием. Этого следует избегать.
Стоит помнить, что какую бы из перечисленных современных методик раннего развития детей вы ни выбрали для обучения и развития своего любимого малыша, необходимо учитывать его индивидуальные особенности. Не нужно насильно заставлять ребенка заниматься, постройте процесс обучения в виде игры, интересной для крохи! В раннем возрасте ребенку важнее любовь и забота его близких!