Календарь беременности Календарь развития ребенка

Современные методики раннего развития детей


Сегодня методики раннего (или «форсированного») развития детей уже не воспринимаются как нечто экзотическое. Они широко применяются как частными учреждениями дошкольного образования, так и родителями. Изданы пособия и рекомендации, созданы специализированные сайты. При желании родители легко могут найти информацию о том, что и в каком возрасте должен уметь делать их малыш, и как помочь ему достичь новых высот.

современные методики раннего развития детей

Популярные методики раннего развития

Считается, что ребёнок в процессе раннего развития упорядочивает свои знания об окружающем мире и расширяет возможности его исследования. Матери же, как правило, хотят, чтобы раннее развитие наиболее полно раскрыло способности малыша. Ещё им необходимо, чтобы их чадо ни в коем случае не отставало от других детей. Следует помнить, что, какую бы методику вы ни применяли, она не должна быть ребенку в тягость:

Ниже будут коротко изложены основы современных методик раннего развития детей, наиболее популярных в нашей стране. Заметьте, что все они, как правило, были изобретены педагогами-дефектологами для малышей с различными отклонениями – как физическими, так и умственными. Впоследствии их стали применять и при обучении здоровых детей. Целесообразно ли это в вашем случае – решайте сами.

Раннее развитие детей по методике Марии Монтессори

Самая известная методика, давно взятая на вооружение специалистами по раннему развитию, - это методика раннего развития детей Марии Монтессори. Она была предложена педагогом Марией Монтессори для слабых и больных детей. Кредо этой методики - «Помоги мне, и я смогу сделать это сам!». Суть её сводится к тому, что вокруг ребёнка нужно создать такую среду, которая максимально способствовала бы его самостоятельному обучению и познанию мира. Ребёнку должно быть комфортно учиться, приобретать опыт и навыки, совершенствовать своё физическое состояние и аналитические способности. Учителю отводится роль наблюдателя, который только в случае надобности приходит ребёнку на помощь.

Мария Монтессори считала чрезвычайно важным развитие у детей мелкой моторики. Она разработала рекомендации по применению всевозможных предметов для стимуляции нервных окончаний. Её методика особенно подходит тем малышам, которые воспринимают мир преимущественно визуально. Однако у неё есть серьёзный недостаток. Дело в том, что эта педагогическая методика по большей части ориентирована на развитие левого, «аналитического» полушария, а полушарию правому, то есть «творческому», не уделяет должного внимания, что не способствует целостному познанию мира ребёнком. Тем не менее, дети, занимающиеся по этой методике, и вправду становятся смышлёными и быстро обучаются. Но услуги квалифицированного специалиста в этой сфере чрезвычайно недёшевы.

Вальдорфская методика развития детей

Вторая популярная в России методика – это Вальдорфская методика развития детей. Ей уже больше ста лет. Её автор – немецкий философ Рудольф Штайнер – считал необходимым развивать ребёнка, учитывая присущие его возрасту особенности. Для него также было очень важно участие родителей в обучении и развитии малыша.

Современные последователи Штайнера полагают, что форсированное обучение детей до 7 лет грамоте довольно бесполезно, так как абстрактное мышление в этом возрасте ещё не развито. Не следует также задействовать «искусственные» материалы, телевизоры и компьютеры. Определяющим фактором развития ребёнка должен быть возраст: у самых маленьких развивают мелкую моторику, ребят постарше обучают шитью и резьбе по дереву, причем делается всё это вместе с родителями, что способствует установлению доверительных отношений между родственниками. Но, увы, Вальдорфская методика более ориентирована на творчество, музыку и эмоции, нежели на интеллектуальные способности ребёнка. Поэтому родители часто бывают недовольны итогом её применения: ребёнка не хотят принимать не то что в лицей, но даже в обычную начальную школу.

Развитие ребенка по методике Домана

Авторство третьей современной методики раннего развития детей принадлежит Глену Доману, военному врачу, который в 40-е годы прошлого столетия успешно применял её для реабилитации детей с поражениями головного мозга. Он создал набор карточек, на которые нанесены цифры, слова и точки в разном количестве. С самого рождения ребёнку показывают эти карточки, называя громко и чётко изображенные на них понятия. Дети запоминают информацию на бессознательном уровне, но, к сожалению, не понимают её смысла.

Развитие ребенка по Зайцеву

Четвёртую методику раннего развития, пользующуюся особой любовью в нашем отечестве, разработал Николай Зайцев, специалист из Санкт-Петербурга. Результатом её стали Кубики Зайцева, о которых сегодня не знают только самые нелюбопытные родители. Методика предназначена для освоения чтения. Кубиков более 50 штук. На каждой грани изображён какой-либо слог. Играя, ребёнок запоминает звучание слогов и вскоре самостоятельно начинает читать. Однако, пойдя в обычную школу, где читать учат «по старинке», малыш может столкнуться с принудительным переучиванием. Этого следует избегать.

Стоит помнить, что какую бы из перечисленных современных методик раннего развития детей вы ни выбрали для обучения и развития своего любимого малыша, необходимо учитывать его индивидуальные особенности. Не нужно насильно заставлять ребенка заниматься, постройте процесс обучения в виде игры, интересной для крохи! В раннем возрасте ребенку важнее любовь и забота его близких!


Читайте также