Когда ребенок поступает в ясли, то есть меняет социальную среду, происходит изменение его психического и физического состояния. Период перехода из семьи в дошкольное учреждение нередко проходит очень тяжело. Именно в раннем возрасте очень нелегко проходит адаптация ребенка, так как именно в это время детей тяжело отрывать от близких, они слабы и ранимы. Это время является периодом интенсивного физического развития и совершенствования психических функций. Это этап становления и здесь возможны колебания, вплоть до срывов. При изменениях условий среды, а также при выработке новой формы поведения ребенок должен приложить большие усилия.
Основные виды адаптации детей
При изменении образа жизни происходит нарушение эмоционального состояния, с признаками эмоциональной напряженности, беспокойства или заторможенности. Ребенок может сильно плакать, желать физический контакт со взрослым, либо, наоборот, отказываться недовольно от него, избегать сверстников. Поведение ребенка в период адаптации в яслях зависит от его типа темперамента. Если это флегматический темперамент, то ребенок будет более заторможенным, если холерический - то будет чересчур перевозбужденным. Эмоциональное состояние отражается на качестве сна и аппетита детей. Расставание и приход родных иногда проходят очень эмоционально: ребенок не хочет отпускать родителей и закатывает истерику, когда они уходят, и когда возвращаются - тоже. Происходит изменение активности ребенка в отношении к окружающему предметному миру. Он теряет интерес к игрушкам и всему окружающему, начинает меньше разговаривать и происходит сокращение его словарного запаса. Не редко появляется привычка грызть ногти у детей!
При общем подавленном состоянии, вместе с фактом попадания ребенка в окружение детей такого же возраста, возрастает риск инфицирования вирусами и возможны частые болезни. Выделяют несколько основных видов адаптации детей - легкую, среднюю и тяжелую. В основном они различаются по срокам стабилизации хорошего эмоционального настроения ребенка, появлению нейтрального отношения к окружающим и сверстникам, возвращению интереса к игрушкам и снижению длительных заболеваний:
- Легкая адаптация к детскому садупродолжается пару недель.
Ребенок быстро возвращается к нормальному сну и аппетиту, эмоциональному состоянию, новым взаимоотношениям, восстанавливает активную деятельность. Отношения с родными налаживаются. Исключены острые заболевания, защитные силы организма не сильно снижаются и быстро восстанавливаются. - Средняя адаптация ребенка протекает на среднем уровне, нестабильное поведение и общее состояние ребенка выражается сильнее, он дольше привыкает к яслям.
Восстановление сна и аппетита возможно не ранее чем через 15-40 дней; частая смена настроения весь месяц, малыш не такой активный. Ребенок плачет, мало двигается, его не интересуют игрушки, он не хочет ничем заниматься и мало разговаривает. Сильно заметно изменяется деятельность вегетативной нервной системы: происходит функциональное нарушение стула, наличие бледности, потливости, теней под глазами, возможное усиление диатеза. Часто эти симптомы возникают перед наступлением острого респираторного инфекционного заболевания. - Тяжелая адаптация к детскому саду очень тревожна для родителей и воспитателей.
Ребенок сильно и долго болеет практически без остановки. У его организма не остается защитных сил для выполнения своей роли - предохранения от инфекций. В редких ситуациях малыш ведет себя настолько неадекватно, что это напоминает невротическое состояние. Уровень аппетита пропадает, может вообще отказываться от еды, либо при попытке кормления возникает невротическая рвота. У ребенка плохой сон, с криками и плачем во сне, он просыпается в слезах, сон нестабильный и недолгий. В другое время суток ребенок выглядит подавленным, ничем не интересуется, ведет себя агрессивно.
Если малыш тихо плачет и безучастен ко всему, его не интересует еда, мокрые штанишки, постоянно прижимает к себе свои любимые игрушки, равнодушен ко всем окружающим, либо, наоборот, реагирует чересчур бурно - протестами против всего, криками, капризами и истериками, разбрасывает различные виды игрушек и агрессивен - это поведение периода тяжелой адаптации к детскому саду. Улучшается его состояние очень медленно, месяцами. Развитие полностью замедляется.
Как помочь ребенку в период адаптации в яслях?
Если адаптация проходит в очень тяжелой форме, то, конечно, в идеале лучше забрать ребенка из детского сада и подождать как минимум год. Но так как, в большинстве случаев, у родителей такой возможности нет, то постарайтесь приложить максимум усилий для того, чтобы помочь своему малышу:
- постепенно знакомьте ребенка с новыми условиями: не оставляйте его сразу на целый день, начните с нескольких часов;
- старайтесь забирать ребенка пораньше;
- один или два раза в неделю, по возможности, оставляйте ребенка дома;
- попробуйте подыскать другой детский сад, где в группе меньше детей и воспитатели смогут больше уделять внимание ребенку.
Маленькому ребенку бывает трудно адаптироваться к новым для него условиям. Родителям нужно проявлять максимум заботы, терпения и любви к своему малышу и тогда у них все получится!