Речевое развитие – один из самых сложных этапов обучения детей. Ребенок 3 лет по идее уже должен составлять простые предложения, различать животных, предметы, задавать вопросы об увиденном. Какие-то малыши уже во всю рассказывают стихи к этому возрасту, а другие не могут произнести ни слова...
От чего зависит богатство словарного запаса?
- Состояние здоровья малыша.
- Социальная среда (воспитание, психологическая атмосфера в семье).
При помощи слов и предложений ребенок выражает собственное мнение, общается с окружающими. Необходимо с раннего возраста проводить с малышом специальные упражнения, которые помогут быстро освоить такой сложный мир слов.
Упражнения разделены на 2 категории. Начинать занятия следует с самой простой группы – артикуляционные упражнения и гимнастика речевого дыхания. Они должны служить как разминка перед более сложными упражнениями.
Важные нюансы:
- Провести инструктаж. Ребенок должен знать, что и зачем вы делаете. «Ты же хочешь быстрее научиться разговаривать? Давай сделаем несколько упражнений. Просто повторяй за мной. Будет весело!»
- Взрослый должен показать малышу, как правильно выполнять упражнение.
Категория 1. Артикуляционные упражнения
Такая гимнастика помогает ребенку быстрее освоить звуки.
- Упражнение «Веселые качели»
Откройте рот, улыбнитесь. Положите язык на внутреннюю сторону нижних зубов. Замрите на 2-4 секунды. Медленно положите язык на внутреннюю часть верхних зубов. - Упражнение«Лошадь»
Откройте рот и пощелкайте языком – лошадь цокает копытами. - Упражнение «Игла»
Откройте рот, высуньте кончик языка на максимальное расстояние. Повторить 2-4 раза. - Упражнение «Нем, как рыба»
Пошлепайте губами, как рыбка в воде.
Гимнастика речевого дыхания
- Упражнение «Свечка»
Зажгите свечу, и попросите ребенка задуть ее. Важно, чтобы малыш сделал вдох носом и резко выдохнул через рот. - Упражнение «Одуванчик»
Предложите ребенку задуть воображаемый одуванчик. - Упражнение«Волшебник»
Скажите малышу, что он превратился в волшебника. На одном дыхании произнесите магическое заклинание «Мммм-мааааа-мммуумм» и «Уууу-нууу-нииии».
Категория 2. Непосредственное развитие речи
В эту категорию входят упражнения, направленные непосредственно на развитие речи ребенка - вовлечение его в диалог, разучивание стихотворений, поговорок и т.д.
- Упражнение «Описание фотографии, картинки
Взять яркую картинку (например, животного) и вовлечь ребенка в диалог при помощи вопросов «Кто это?», «Что он делает?», «А как его зовут?». Можно дать малышу фотографии, где изображена мама, например, на фоне природы. Попросите его описать то, что видит. - Упражнение «Маленький и большой»
Для упражнения понадобятся карточки с изображением предметов, животных, людей. На одной карточке должны быть нарисованы, например, маленький слон и большой. По такому же принципу могут быть изображена посуда, вещь. Спросите у ребенка: «Это какой слон – маленький или большой?». Важно, чтобы ребенок ответил простым предложением «Слон маленький». - Упражнение «Кукольный театр»
Возьмите несколько игрушек и устройте представление. Расскажите, например, куда идет собака и что она увидела на своем пути – кошку, дерево, камень. Попросите ребенка вам помочь, составьте общий сценарий. - Упражнение «Кто говорит – я»
Дайте ребенку поговорить по телефону с папой, бабушкой. Предварительно проведите с родственником инструктаж, чтобы он спрашивал у малыша «Как дела» или «Куда он ходил». Ребенок обязательно захочет поделиться информацией, а для этого ему придется говорить. - Поговорки, стихотворения, сказки
Учите с ребенком короткие пословицы, читайте сказки с картинками, обязательно показывайте пальцем на героев и называйте их по имени, просите повторить.
Оптимальное количество упражнений – по 3 задания из каждой категории. Время всего занятия – не более 10 минут. После следует сделать перерыв хотя бы на час. Максимальное время ежедневных занятий – 30 минут.
В большинстве случаев 3-х летний ребенок не говорит по причине того, что его и так понимают взрослые. Побуждайте строить предложения, называть предметы, процессы. В повседневной жизни обязательно интересуйтесь: «Что мы будем кушать» или «Какую книжку почитаем». Задавайте вопросы, и терпеливо ждите на них ответы. Сделайте вид, что не понимаете, какую игрушку он просит или что он хочет в данный момент – покушать, побегать, порисовать.