Календарь беременности Календарь развития ребенка

Упражнения для развития речи ребенка 3 лет


Речевое развитие – один из самых сложных этапов обучения детей. Ребенок 3 лет по идее уже должен составлять простые предложения, различать животных, предметы, задавать вопросы об увиденном. Какие-то малыши уже во всю рассказывают стихи к этому возрасту, а другие не могут произнести ни слова...

упражнения для развития речи ребенка 3 лет

От чего зависит богатство словарного запаса?

  • Состояние здоровья малыша.
  • Социальная среда (воспитание, психологическая атмосфера в семье).

При помощи слов и предложений ребенок выражает собственное мнение, общается с окружающими. Необходимо с раннего возраста проводить с малышом специальные упражнения, которые помогут быстро освоить такой сложный мир слов.

Упражнения разделены на 2 категории. Начинать занятия следует с самой простой группы – артикуляционные упражнения и гимнастика речевого дыхания. Они должны служить как разминка перед более сложными упражнениями.

Важные нюансы:

Категория 1. Артикуляционные упражнения

Такая гимнастика помогает ребенку быстрее освоить звуки.

  1. Упражнение «Веселые качели»
    Откройте рот, улыбнитесь. Положите язык на внутреннюю сторону нижних зубов. Замрите на 2-4 секунды. Медленно положите язык на внутреннюю часть верхних зубов.
  2. Упражнение«Лошадь»
    Откройте рот и пощелкайте языком – лошадь цокает копытами.
  3. Упражнение «Игла»
    Откройте рот, высуньте кончик языка на максимальное расстояние. Повторить 2-4 раза.
  4. Упражнение «Нем, как рыба»
    Пошлепайте губами, как рыбка в воде.

Гимнастика речевого дыхания

  1. Упражнение «Свечка»
    Зажгите свечу, и попросите ребенка задуть ее. Важно, чтобы малыш сделал вдох носом и резко выдохнул через рот.
  2. Упражнение «Одуванчик»
    Предложите ребенку задуть воображаемый одуванчик.
  3. Упражнение«Волшебник»
    Скажите малышу, что он превратился в волшебника. На одном дыхании произнесите магическое заклинание «Мммм-мааааа-мммуумм» и «Уууу-нууу-нииии».

Категория 2. Непосредственное развитие речи

В эту категорию входят упражнения, направленные непосредственно на развитие речи ребенка - вовлечение его в диалог, разучивание стихотворений, поговорок и т.д.

  1. Упражнение «Описание фотографии, картинки
    Взять яркую картинку (например, животного) и вовлечь ребенка в диалог при помощи вопросов «Кто это?», «Что он делает?», «А как его зовут?». Можно дать малышу фотографии, где изображена мама, например, на фоне природы. Попросите его описать то, что видит.
  2. Упражнение «Маленький и большой»
    Для упражнения понадобятся карточки с изображением предметов, животных, людей. На одной карточке должны быть нарисованы, например, маленький слон и большой. По такому же принципу могут быть изображена посуда, вещь. Спросите у ребенка: «Это какой слон – маленький или большой?». Важно, чтобы ребенок ответил простым предложением «Слон маленький».
  3. Упражнение «Кукольный театр»
    Возьмите несколько игрушек и устройте представление. Расскажите, например, куда идет собака и что она увидела на своем пути – кошку, дерево, камень. Попросите ребенка вам помочь, составьте общий сценарий.
  4. Упражнение «Кто говорит – я»
    Дайте ребенку поговорить по телефону с папой, бабушкой. Предварительно проведите с родственником инструктаж, чтобы он спрашивал у малыша «Как дела» или «Куда он ходил». Ребенок обязательно захочет поделиться информацией, а для этого ему придется говорить.
  5. Поговорки, стихотворения, сказки
    Учите с ребенком короткие пословицы, читайте сказки с картинками, обязательно показывайте пальцем на героев и называйте их по имени, просите повторить.

Оптимальное количество упражнений – по 3 задания из каждой категории. Время всего занятия – не более 10 минут. После следует сделать перерыв хотя бы на час. Максимальное время ежедневных занятий – 30 минут.

В большинстве случаев 3-х летний ребенок не говорит по причине того, что его и так понимают взрослые. Побуждайте строить предложения, называть предметы, процессы. В повседневной жизни обязательно интересуйтесь: «Что мы будем кушать» или «Какую книжку почитаем». Задавайте вопросы, и терпеливо ждите на них ответы. Сделайте вид, что не понимаете, какую игрушку он просит или что он хочет в данный момент – покушать, побегать, порисовать.


Читайте также