Рано или поздно перед родителями встает вопрос - как научить ребенка читать? Причем, в последнее время многие родители хотят научить детей читать как можно раньше, не дожидаясь того времени, когда ребенок пойдет в школу. Какие методики обучения чтению детей существуют и какие особенности возраста ребенка важно учесть, выбирая подходящую методику?
Когда ребенка нужно учить читать?
Прежде чем выбирать методику обучения чтению и покупать буквари, нужно понять - так ли это нужно учиться читать в данный момент вашему ребенку? Родители хотят научить ребенка читать - и это похвальное желание, но так ли это, если разобраться чуть подробнее в причинах? Как правило, при начале обучения чтению, родители руководствуются следующими мотивами:
- Некоторые родители говорят о том, что они сами очень рано начали читать, и поэтому их ребенок должен тоже уметь это делать. Но стоит помнить, что все люди разные. Может быть, ребенку еще не дается чтение, но удаются другие вещи.
- Другим родителям кажется престижным то, что их ребенок будет уметь читать в раннем возрасте. Но ведь ребенок - это не предмет статуса, а живой человек со своими особенностями.
- Кто-то считает, что ребенку будет проще учиться в школе, если научить его читать заранее. Но программа первого класса рассчитана на обучение чтению. Может получится так, что ребенку, умеющему читать, будет неинтересно учиться. А между тем, именно вначале школьного обучения очень важно сформировать интерес к учебе, чтобы в дальнейшем дети могли хорошо учиться.
- Наконец, есть родители, которые устали читать ребенку вслух и хотят научить его делать это самостоятельно. Вряд ли это хорошая причина, так как детские книги пишутся именно для того, чтобы родители читали их детям, кроме того, чтение вслух - это возможность наладить контакт с ребенком и не стоит ею пренебрегать.
А вот если ребенок сам интересуется буквами, проявляет интерес к книгам и сам хочет научиться читать, тогда нужно приступать к его обучению чтению.
Методика обучения чтению по слогам
Данная методика относится к традиционному способу обучения чтению. Она известна также как звукобуквенный метод, методика Эльконина или фонемная методика. В чем заключается суть этого метода обучения чтению? Ребенку сначала показывают, как звучит каждая буква в отдельности, затем из букв учат составлять слоги, а после и целые слова. Казалось бы, это должно работать, тем более, раз метод считается традиционным, значит, по нему училось читать уже не одно поколение. Это действительно так, но у метода есть и свои минусы.
Минусы методики
- Данный метод обучения чтению абсолютно не подходит для ребенка в раннем возрасте. Маленькие дети просто не в состоянии соотнести отдельные буквы и целое слово. Для них это - просто значки на бумаге. И, парадокс, ребенок может знать весь алфавит, но не уметь читать при этом.
- Обучение чтению происходит достаточно долго. Сначала ребенок вслух озвучивает каждую букву в слове, потом пытается собрать звуки воедино, но не факт, что это сразу ему удастся. Такая "расшифровка" отнимает много времени и, возможно, ребенку просто надоест это.
Плюсы методики
- Богатая база материалов. По этому методу учатся читать практически всюду уже долгое время, поэтому и материалов для обучения хватает. Буквари с красочными картинками, разнообразные карточки, аудиозаписи - их легко можно найти.
- Для подросшего дошкольника - отличный метод. Если ребенку 5 или 6 лет, он уже начинает осваивать аналитическое мышление и вполне может соединять буквы в слова. Для детей данного возраста традиционный метод обучения чтению вполне подойдет, не зря же его используют в первом классе школы.
Обучение чтению по методике Зайцева
Данная методика разработан Николаем Зайцевым и предполагает обучение чтению в форме игры, используя в процессе кубики с написанными на них складами. Склад - это обычный слог или сочетание согласного с твердым или мягким знаком или, в некоторых случаях, одна буква. Кубики имеют разные цвета и размеры, издают разные звуки. Это помогает ребенку лучше понять разницу между буквами и слогами.
Минусы методики
- По слогам ребенку проще складывать слово, но ему все еще может быть трудно собирать отдельные элементы в целые слова.
- Яркие кубики могут показаться малышу интересной игрой, но воспринимать ее как процесс обучения чтению ребенок может отказаться.
- Все кубики, карточки, книги и записи стоят определенных денег, что может стать минусом для семей с небольшим достатком.
Плюсы методики
- Игра может заинтересовать ребенка и у него появится интерес к буквам. Восприятие игры зависит от особенностей мышления конкретного ребенка и для некоторых детей подобное обучение чтению будет, наоборот, наилучшим способом.
- Необычный метод обучения чтению подойдет детям всех возрастов, так как играть любят и малыши трех лет и старшие дошкольники.
- Методика предполагает обучение чтению в виде подвижной игры, так что ребенок не устанет сидеть на одном месте и ему не будет скучно.
Методика обучения чтению Домана
Изначально этот метод обучения использовался, чтобы научить читать умственно отсталых детей. Ребенку показывали не буквы или слоги, а целое слово, произносили его вслух, чтобы ребенок запомнил, а также учили отождествлять его с определенным предметом. Дети, которые никак не могли понять, каким образом из слогов складываются слова, достаточно быстро учились читать при помощи этого метода. Сейчас этот метод используется и для обучения здоровых детей.
Минусы методики
- Некоторые дети отказываются обращать внимание на карточки со словами и просто не понимают, что от них хотят.
- Карточки нужно делать самостоятельно, с разными словами, а это достаточно долгий процесс, кроме того, потом они могут просто бесполезно лежать и занимать место.
- Иногда ребенок запоминает слово на карточке, но не может потом прочитать то же самое слово в книге.
Плюсы методики
- При таком методе обучения чтению дети учатся быстрее, чем при традиционном методе.
- Карточки со словами можно превратить в веселую игру при должном желании родителей.
- Этот метод может подойти как младшим детям, так и детям постарше.
В целом, несмотря на обилие разных методик обучения чтению детей, бывает трудно сразу подобрать подходящую, так как нужно учитывать не только возраст ребенка, но и его индивидуальные особенности характера, темперамент и другие нюансы. Однако, если попробовать несколько методов обучения, то подходящий обязательно найдется и ребенок вскоре научится читать.